Ненавязчивый Мусоргский: биография, жизнь и творчество, фотографии, произведения, интересные события и смерть. | ЖЗЛ

Биографии

Муст Мусоргский.

Ненавязчивый Мусоргский: биография, жизнь и творчество, фотографии, произведения, интересные события и смерть. | ЖЗЛ

Модест Мусоргский был русским композитором и представителем русской музыкальной школы. Как и многие по-настоящему одаренные и великие художники, Мусоргский в раннем возрасте не подозревал, что станет композитором.

Его первые писательские попытки и эксперименты были более экспериментальными и были продиктованы желанием выразить себя и найти свое место в мире.

Модест Петрович начал творить в очень раннем возрасте и почти сразу завоевал уважение даже самых опытных коллег. В молодости Мусоргский был членом могучей кучки и лично знал большинство талантливых композиторов своего времени. Среди них был Римский-Корсаков, который приукрасил и опубликовал произведения музыканта после его смерти.

Почти на протяжении всей своей творческой биографии невзрачный Петрович экспериментировал с различными типами и стилями. Он работал над операми, оркестровыми проектами и т.д.

В той или иной форме почти все произведения Мусоргского удачно сочетают в себе государственные элементы, церковные элементы, народную музыку, авторскую редакцию и интерпретацию.

Как это часто бывает, при жизни его искусству уделялось гораздо меньше внимания, чем после его смерти. Настоящую известность композитор приобрел после своей смерти.

Детство и юность

Будущий композитор Модест Мусоргский родился 21 марта 1839 года по новому стилю. Он пришел в этот мир в деревне Калевос. Он находится на территории современной области Пушков.

Молодой человек был семейного происхождения. Его отец, Покер Алексеев, имел древние корни. История его предков насчитывает много веков. Корни Мусоргского уходят в царский период, когда он принадлежал к одной из ветвей династии Рюриковичей.

Его мать была не столь знатным потомком. Женщину звали Юлия Ивановна.

Большая часть скромного детства Петровича ушла на семейное поместье. В этот период наибольшее влияние на будущих композиторов оказали два человека.

  • Первой была его собственная мать. Эта женщина была хорошо образованной, начитанной и музыкально настроенной. По ее совету Мусоргский начал заниматься фортепиано. Первые уроки игры на фортепиано давала сама Юлия Ивановна.
  • Вторых учила его няня. В ранние годы Модесто не хотел учиться музыке. Вместо скучных уроков он отвлекал своих опекунов, а опекуны рассказывали мальчику сказки.
  • Фольклор оказал большое влияние на творчество музыканта. Настолько, что народные мотивы стали главной основой его искусства.

    Начальное образование молодой человек получил в родовом поместье. Помимо музыки, он занимался общим образованием и развивал эрудицию: к семи годам Мусоргский хорошо играл на фортепиано и мог сыграть несколько произведений таких мастеров, как Ференц Лист.

    Ненавязчивый Мусоргский: биография, жизнь и творчество, фотографии, произведения, интересные события и смерть. | ЖЗЛ

    Портретная фотография Ференца Листа.

    Между тем, технической подготовки его матери уже не хватало. Чтобы дать мальчику простор для творчества, он нанял профессионального преподавателя фортепиано.

    В возрасте 10 лет, в 1849 году, он вместе с отцом уехал в столицу. Он остался в Санкт-Петербурге со своим братом Филарето и поступил в одну из крупнейших и наиболее уважаемых школ Санкт-Петербурга, «Петер Шуле».

    Акцент был сделан на гуманитарные науки и лингвистику. Благодаря своему обширному образованию, Мусоргский свободно владел французским, немецким и латынью.

    Ненавязчивый Мусоргский: биография, жизнь и творчество, фотографии, произведения, интересные события и смерть. | ЖЗЛ

    Модест Мусоргский (стоит) и его брат Филарет

    Формальное образование не помешало музыканту совершенствовать свои творческие навыки. Он брал частные уроки у местных учителей. Он много выступал перед аристократической аудиторией.

    Его обучение здесь продолжалось несколько лет: уже в 1852 году юноша был зачислен в школу подмастерьев. Он хотел стать профессиональным военным.

    Во время обучения Мусоргский проявлял большой энтузиазм к гуманитарным наукам, языку и философии. Он также переводил зарубежные классические произведения искусства. В то же время он не забывал о музыке. Вскоре его усилия принесли первые серьезные плоды.

    Творчество

    Творческая биография Модеста Мусоргского началась в 1852 году. Юноше еще не было 14 лет, когда он написал свое первое самостоятельное произведение — фортепианную пьесу.

    Его коллеги, особенно его учитель фортепиано Антон Герке, высоко оценили дебют композитора и помогли опубликовать его работы. И это было только начало.

    В последние годы обучения в школе «Завет» молодой человек не написал ни одной важной работы. Однако он не переставал сочинять. Однако все они были небольшого и неадекватного масштаба.

    В 1856 году Модест Петрович Мусоргский завершил учебу и поступил на военную службу. Он был назначен на Преображенскую конституцию, очень престижную должность.

    Ненавязчивый Мусоргский: биография, жизнь и творчество, фотографии, произведения, интересные события и смерть. | ЖЗЛ

    Офицеры Преображенского Устава Модеста Мусоргского

    Продолжая развиваться на творческом поприще, молодой человек создал круг любителей музыки. Наряду со своими коллегами по армии он обсуждал теоретические вопросы, ходил в оперу и посещал театр.

    Через несколько лет невзрачный Петрович пожелал себе удачи. Он познакомился с музыкантами и перспективными коллегами: А. Даргомыжским и А. Бородиным. По рекомендации своего молодого друга Мусоргский встретил М. Балаки Мир, который основал артистическое сообщество.

    Профессиональный композитор и талантливый педагог, он направлял своих неопытных молодых коллег, помогая им расти и развиваться в области музыки.

    Уроки не прошли даром: Мусоргский и другие композиторы смогли научиться у него, в основном благодаря своему позитивному началу и переходу на новый уровень.

    Вскоре к сообществу присоединились другие: Римский-Корсаков Цезаря Кюи; вместе с исследователем искусства и профессиональным критиком В. Стасовым музыканты организовали более широкий союз. Это осталось мощной горстью в истории искусства (официальное название новой русской музыкальной школы).

    Ненавязчивый Мусоргский: биография, жизнь и творчество, фотографии, произведения, интересные события и смерть. | ЖЗЛ

    Участник «Могучей десницы» Мусоргский ушел за фортепиано

    В конце 1950-х годов Модест Петрович окончательно решил связать свою жизнь с музыкой. Однако его времени было безнадежно мало. Военная служба занимала почти все его действия. В свободном решении Мусоргский подал в отставку и сделал выбор в пользу Высокого искусства.

    С 1858 года он усердно учился. Иногда в одиночку, иногда под руководством самого Балакирева. Музыкант рос и развивался позитивно, несмотря на смех сверстников и друзей.

    Творческие поиски Мусоргского были довольно мучительными. Он взял на себя постановку оперы «Эдип» в Афинах, но оставил ее на середине. Позже музыкант начал писать оркестровые композиции. Он создавал схемы обработки для иностранных композиторов, включая Бетховена.

    Ненавязчивый Мусоргский: биография, жизнь и творчество, фотографии, произведения, интересные события и смерть. | ЖЗЛ

    Петрович Мусоргский, скромный Петрович в молодости.

    Однако его творчество не было ни популярным, ни высоко оцененным. По мнению Балакирева, Мусоргский мог бы сделать лучше. Он ругал своих студентов за лень и нежелание писать что-то по-настоящему оригинальное.

    Модесто Петрович уважал своего наставника, поэтому был открыт к его мнению и прислушивался к тому, что тот говорил. Критика Балакирева подтолкнула Мусоргского к подлинно творческому пути.

    В 1861 году композитор покинул Санкт-Петербург. Находясь в деревне, он тщательно обдумывал свой путь.

    Модест Петрович наблюдал за крестьянской жизнью и понял, что народные темы — это именно то, что ему нужно.

    Мусоргского вдохновил короткий эпизод, когда он увидел крестьянку, радостно напевающую простой мотив, проходя мимо, и написал короткую пьесу «Интерлюдия». Композитор наконец-то понял, куда ему нужно идти.

    Почти полтора года спустя Мусоргский вернулся в Санкт-Петербург, где в 1863 году начал работу над оперой «Сарамбо». В то же время он подготовил пьесу, композицию для оркестра.

    Как говорил сам Модест Петрович, стоило ему отказаться от чуждых музыкальных клише, как идеи приходили стремительной чередой. Композитор черпал из народных мотивов и творчески перерабатывал их.

    Он отказался от европейской «рутины» на всю оставшуюся жизнь, считая, что средства и подходы, выработанные годами, были всего лишь наследием прошлого.

    Также в 1863 году творчество Мусоргского приобрело серьезный характер: он написал музыкальный цикл «Детская», в который вошли семь вокальных композиций, одна из которых была «вокальной», а другая — «вокальной». В отличие от предыдущих экспериментов, этот был более зрелой и творческой разработкой.

    В одночасье композитор стал знаменитым как в России, так и за рубежом. Цикл был высоко оценен самим Ференцем Листом, к большому удивлению Мусоргского.

    Модесто Петрович так и не завершил начатое им сарамбо. Вместо этого он использовал все свои основные наработки для оперы «Борис Годунов», первый очень большой проект был завершен в 1869 году.

    Мусоргский намеревался загрузить его немедленно. Однако руководство театра отказало музыкантам, сославшись на уже готовый и утвержденный репертуар. Руководство предложило проект через шесть месяцев. Однако оперу Мусоргского пришлось ждать до 1874 года.

    Когда пьеса появилась на сцене, она произвела фурор. Модесто Петрович был настоящим новатором, но не все это оценили. Представители классических музыкальных школ этого не понимали. Представители старой школы композитора также были настроены резко критически.

    Идеи и приемы Мусоргского были многими неправильно поняты. С другой стороны, молодое поколение композиторов аплодировало маэстро. Кстати, как и многие зрители.

    Ненавязчивый Мусоргский: биография, жизнь и творчество, фотографии, произведения, интересные события и смерть. | ЖЗЛ

    Билеты на оперу были распроданы в течение нескольких дней после поступления в продажу. В конце концов, все прошло успешно. Неудобно, но критика коллег о «могущественной кучке» оказалась правдой.

    Сезар Куи, в частности, назвал «Бориса Годунова» бессюжетным произведением. Однако общественность считает иначе. Опера стала настолько популярной, что публика распевала некоторые из ее песен на улицах.

    Несмотря на язвительную критику со стороны своих коллег, Модесто Петрович продолжал творить. Теперь он был уверен в собственной склонности: в 1874 году, почти сразу после премьеры «Бориса Годунова», из-под пера Мусоргского вышел знаменитый цикл «Картинки с выставки», а затем «Песни и пляски смерти».

    Именно эти произведения впоследствии принесли композитору славу и международное признание.

    В середине 1970-х годов, всего через год после создания своего знаменитого кружка, Модесто Петрович начал новый крупный проект. Он начал работу над оперой «Хованщина».

    И снова композитор обратился к основополагающим событиям русской истории. Большую помощь в работе ему оказал В. Стасов, который помог ему найти источники, документы и виньетки.

    Вскоре Мусоргский начал работу над другой оперой, «Соротинская ярмарка». До конца жизни композитор работал над двумя крупными произведениями.

    Работа продвигалась медленно. Композитор был невероятно строг к себе. В порыве перфекционизма он много раз переписывал целые сцены.

    На скорость его творческого процесса повлияли внезапно возникшие проблемы со здоровьем. Быстро ухудшающиеся отношения между Мусоргским и его коллегами в музыкальном мире также омрачали эту ситуацию.

    Он называл своих бывших коллег бездушными предателями и поддерживал связь лишь с некоторыми из них.

    Ненавязчивый Мусоргский: биография, жизнь и творчество, фотографии, произведения, интересные события и смерть. | ЖЗЛ

    Портрет композитора Мусоргского, 1881 год.

    В этот период мужчина стал алкоголиком.

    Финансовые проблемы также достигли своего пика. Чтобы заработать дополнительные деньги, Модесто Петрович аккомпанировал на концертах. Вскоре после этого умер его друг-музыкант О. Петров. Это событие стало последней каплей. В конце концов Мусоргский сдался и тяжело заболел.

    Композитор прервал работу над оперой из-за проблем со здоровьем. Когда стало лучше, он совершил поездку на юг России и посетил Украину. Там, вдохновленный местными народными мотивами, он снова начал готовить небольшие народные песни.

    Последние годы и смерть композитора

    После поездки в 1880 году Мусоргский вернулся на юг России; П. Мусоргский вернулся в столицу. Однако проблемы, похоже, намеренно поджидали его. Композитор потерял свой основной источник дохода — его уволили с работы. Поскольку он занимал небольшую чиновничью должность, то как-то выбивался из сил и не задумывался о хлебе насущном.

    Частное образование стало его единственным источником дохода. Друзья также помогали. Однако денег по-прежнему не хватало. Скромного Петровича выгнали из квартиры.

    Ненавязчивый Мусоргский: биография, жизнь и творчество, фотографии, произведения, интересные события и смерть. | ЖЗЛ

    Одна из последних картин композитора.

    В голове музыканта возникали одна проблема за другой. Он снова взял бутылку и много выпил.

    Вскоре его здоровье начало разрушаться. Во время концерта он потерял сознание, и благодаря усилиям немногих оставшихся друзей, в том числе Римского-Корсакова, Модтест Петрович попал в больницу. Композитор продолжал работать над своими операми до последних дней жизни. Однако у него не было времени завершить их.

    Мусоргский умер, по новому стилю, 28 марта 1881 года, не указав причину смерти. Однако исследователи считают, что причина кроется в осложнении алкоголизма.

    Пристрастие музыканта к алкоголю было настолько сильным, что за несколько часов до смерти он приказал принести ему бутылку бренди.

    Композитор похоронен на Тихвинском кладбище в Санкт-Петербурге.

    Личная жизнь

    В биографии музыканта было несколько женщин: Мария Шировская, Дарья Леонова, Нантеза Тоцина и другие. Однако Мусоргскому не удалось установить устойчивые отношения ни с одним из них.

    Они никогда не реагировали и не относились к нему как к родительскому родственнику, демонстрируя поведение брата или сестры.

    Оцените статью
    Добавить комментарий